Германский след

Заглавная страница

Следующая

Предыдущая

Содержание

 

 

 

 

Готы - древнегерманское племя, внезапно появившееся в Северном Причерноморье в 3 веке нашей эры, оставило заметный след в истории Европы. Принято считать, что готы прибыли в Причерноморье с севера Европы, из Скандинавии. Наряду с этим, некоторые ученые высказывали предположение, что готы прибыли в Европу из Азии. Так, известный исследователь Центральной Азии, знаменитый русский художник Н.К.Рерих считал готов выходцами с Тибета, а томский археолог профессор В.М.Флоринский более сотни лет назад выводил готов в Европу из Западной Сибири. Он считал, что болгары переселились на Каму с Иртыша и подчеркивал: "Раньше болгар из тех же сибирских равнин выселились готы в Скандинавию, по всей вероятности, северным речным, или даже морским, путем. Они вынесли с собой на запад типы сибирского бронзового оружия ( кельты, секиры ), которые, под влиянием местной скандинавской культуры, несколько видоизменились и впоследствии ( во 2-3 веке н. э.) были перенесены готами к дунайским славянам" [27].
Подтверждение тому, что готы пришли в Европу извне, можно найти у раннесредневекового бытописателя готов Иордана, сообщавшего в девятом параграфе “Гетики”, что готы прибыли в Европу с какого-то загадочного острова Скандза, расположенного в арктическом море за пределами Европы [28]. “Это самое громадное море с арктической т.е. северной, стороны имеет обширный остров по названию Скандза. С него-то и надлежит нам, с божьей помощью, повести нашу речь, потому что то племя, о происхождении которого ты с нетерпением хочешь узнать, пришло на европейскую землю, вырвавшись подобно пчелиному рою из недр именно этого острова”.
И далее в параграфах 16-18: “ О нем упомянул во второй книге своего сочинения Клавдий Птолемей, знаменитый описатель земного круга; он говорит, что на просторах северного океана расположен большой остров по имени Скандза, подобный лимонному листу, с изогнутыми краями, вытянутый в длину и закругляющийся. О нем же сообщает и Помпоний Мела, говоря, что Скандза расположена в Коданском заливе моря и что берега ее омывает океан.
Скандза лежит против реки Вистулы, которая, родившись в Сарматских горах, впадает в северный океан тремя рукавами в виду Скандзы, разграничивая Германию и Скифию.
Скандза имеет с востока обширнейшее, углубленное в земной круг озеро, откуда река Ваги, волнуясь, извергается, как некое порождение чрева, в океан. С запада Скандза окружена огромным морем, с севера же охватывается недоступным для плавания широчайшим океаном, из которого, будто какая-то выступающая рука, образуется Германское море, вытянутое вдоль залива. Говорят, что там расположены также какие-то мелкие, но многочисленные острова; рассказывают еще, что если в случае замерзания моря от сильного мороза на них переходят волки, то они лишаются зрения. Таким образом, эта земля не только негостеприимна для людей, но жестока даже для зверей”.
Далее в параграфах 25-29: “С этого острова Скандзы, как бы из мастерской, изготовляющей племена, или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.
Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись ( с ульмеругами), вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам.
Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.
Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое
.
Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека.
Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.
Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения”
[ 28 ].
Где же размещался этот загадочный остров Скандза и где Филимер потерял половину народа? В свете разрабатываемой мною гипотезы Таймырской локализации прародины индоевропейцев, остров Скандза, наряду с Думной, Беррике и Бергио входил в архипелаг островов, называемый ныне Северной Землей. Отсюда готы приплыли на Гыданский полуостров и, потеснив островных русов и подчинив вандалов, отправились в Скифию. Скифия тогда располагалась не только там, где ее размещал Геродот в северно-причерноморском четырехугольнике, но и на самом севере Азии в междуречье Оби и Енисея и на Таймыре. Помпоний Мела северное побережье Азии называл Скифским полуостровом и, как и Страбон, населял его скифами-андрофагами и саками [ 29 ]. Следы этих представлений можно увидеть на средневековых картах Сибири Меркатора, Гондиуса, Сансона, где обширные пространства Обь-Енисейского междуречья, приустьевой части Оби и правобережья Енисея поименованы Скифией. Меркатор, кстати, и акваторию Карского моря назвал Скифским океаном.
В местности Ойум легко узнается окруженное обскими и иртышскими омутами знаменитое Васюганье. В этом самом большом на свете болоте достаточно простора, чтобы могла потеряться половина готского народа. Но если половина Филимеровых готов осталась здесь, то не бесследно же они исчезли. Где их следы?
Удивительно, но следы готов на Оби сохранились. Прежде всего это топонимы. На карте Семена Ремезова ( последняя четверть 17 века) показаны реки Киндерель, Киндерлиг, Чегман, Симан. На современных картах Оби в районе Красного Яра можно увидеть реки Инга и Мингер. Известно, что корень “инг” входит в этнонимы большой группы древних германских племен: инглинги, англы, ингевоны, ангриварии. Томский специалист по палеотопонимике профессор А.М.Малолетко считает готскими гидронимы “Ава”, две реки с таким названием впадают справа в Иртыш в Омской области и добавляет: “Имя р.Ава можно было бы связать с готским ( германским) термином ава “река” ( ср. гот Виндава, латыш. Вента, литов. Вянта). В этом случае безукоризненно реализовался бы переход имени нарицательного в имя собственное. Но трудно объяснить, не привлекая археологические и исторические документы, пребывание здесь германоязычных племен”
[ 30 ].
К этому безупречному топонимическому следу готов на Оби можно было бы добавить и название реки Андрева ( Ундрева, как ее называют местные жители)и Андрава. Первая впадает в Обь чуть ниже Красного Яра, вторая впадает в Обь справа выше устья Томи. Ниже мы увидим, что и археологические и исторические документы, подтверждающие готский след на Оби, имеются.
То, что в обских топонимах отражается германский след, косвенно подтверждается лингвистическими исследованиями Г.К.Вернера [ 31 ]: “Распространенный во многих енисейских ( читай- кетских -Н.Н.) словах краткосложный акцентный тип имеет точно совпадающую типологическую параллель в так называемом краткосложном акценте, распространенном в некоторых архаических говорах шведского и норвежского языков”. Л.Б.Климова обращает внимание на соответствие по местоположению существительных “кум” и “по” в селькупском и немецком [ 32 ]. А.А.Халдеева-Быкова считает, что по степени одушевленности существительных между древними германскими и кетским языками существует большое сходство [ 33 ].
Теперь об археологических находках - они удивительны. В одном районе по разным берегам Оби были обнаружены две бронзовые чаши работы германских мастеров, изготовленные в низовьях Рейна на рубеже 12-13 веков. Одна из них, завернутая в бересту, просто выпала из берегового обрыва р. Кети в ее приустьевой части [ 34 ]. Другую обнаружил томский археолог Яков Яковлев при раскопках памятника Алдыган в устье Чаи на левом берегу Оби [ 35 ] .
Как попали германские чаши на берега Оби? Историки объясняют их появление здесь торговыми обменами: германцы торговали с новгородцами, те с коми-зырянами, последние с югрой, а обские ханты югра и есть. Торговый обмен как феномен общественной жизни, конечно, никто не отменял, но он должен бы не концентрировать, а рассеивать предметы, поскольку процесс подчиняется случайности.
Я предлагаю следующее закономерное появление германских чаш на Оби. Сергей Ключников и Владимир Щербаков, рассматривая истоки легенды о Беловодье [ 23 ], упоминают о некоем восточном царстве, в котором жили христиане-найманы. Это царство было уничтожено Чингисханом в 1204 г. А через полвека столицу тогдашней Монголии Каракорум посетил посол Людовика 1Х Виллем Рубрук, много расспрашивавший о царстве пресвитера Ивана, и по его записям приводятся сведения о найманах - несторианах и их царе Иване.
Однако Рубрук не единственный источник знаний о царстве Ивана. Чтобы убедиться, что вся эта история имеет отношение к томской земле и что в ней задействованы все те же готы, обратимся к выдающемуся знатоку всяческих неведомых земель, посвятившему им свой четырехтомник, германскому историографу Рихарду Хеннигу. В главе 144 третьего тома он, ссылаясь на “Книгу познания”, приводит сведения о царстве Ивана, называвшемся Ардеселиб. Царство было обширным, в нем было много христианских городов: Золин, Годиана, Магодиана.. Там было две провинции - Иркания и Готия, населенные годами, пришедшими из внутренней Татарии, из крепости Гота и Магота в ту пору, когда они совещались по поводу ее осады Александром. Еще одна важная деталь Иванова царства - черный цвет кожи части его подданных. А столица его царства называлась Грасиона.
В этой Грасионе без труда опознается уже хорошо нам известный город Грустина, располагавшийся, если верить карте Сансона, в устье Томи. Неподалеку от Грустины в верховьях Оби на картах Меркатора и Гондиуса размещалась страна Кара-Катай, откуда, согласно Сигизмунду Герберштейну, на грустинскую землю приходили чернокожие люди, говорившие на незнакомом языке и торговавшие с грустинцами и серпоновцами жемчугом и драгоценными камнями.
В Иркании можно подозревать землю геродотовых иирков и тогда эта земля локализуется в районе нынешней Юрги, а в Готии узнается отставший Филимеров народ. Таким образом, германский след на Оби проявлен в топонимической, лингвистической, археологической форме и подтвержден историческими документами.

Заглавная страницаСодержание Следующая    |  Предыдущая 
Hosted by uCoz