Введение. 
Концепция проекта

Заглавная страница

Следующая

Предыдущая


Содержание

 Нация, не знающая своей истории, лишена будущего. Отталкиваясь от этой известной сентенции, можно поставить такой вопрос: не оттого ли России выпала столь трудная судьба в заканчивающемся тысячелетии, что она так и не вспомнила, так и не узнала своей предшествующей многотысячелетней истории? Да и была ли она, эта история? Норманисты утверждают, что до призвания в новгородскую власть варяжского князя Рюрика, а лукавые попы добавляют к этому - до крещения русичей в Днепре и Волхове, - наши пращуры " жили в лесе, якоже всякий зверь" [ 1 ]. Из отсутствия у России собственной истории некоторые политики, приписывавшие исключительно важное значение истории лишь своего народа, делали вывод, что Россия - это колосс на глиняных ногах, поскольку не имеет опоры в веках и тысячелетиях.
В настоящее время исследования отечественных историков и лингвистов подтверждают действительное наличие большого разрыва между глубиной русской и славянской народной памяти [ 2 ], архаичностью, полнотой и красотой русского языка [ 3 ], богатством славянской культуры и безбрежьем российских просторов с одной стороны, и совершенной неглубинной писанной истории нашего народа с другой стороны.
Взять, к примеру, Господин Великий Новгород. Мощеные улицы, водопровод, дренажная система, в раскопах - ни одного лаптя, обувь кожаная с узорными аппликациями, всюду шахматные фигуры. Поголовная грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты. Подумать только, наши “ вышедшие из леса тетки” посылали своим любимым записки на бересте! И писали, заметьте, по по-русски, а не по по-немецки и не по шведски-норвежски. К тому же - республиканская форма самоуправления. Можете вы поверить, что все это возникло назавтра после выхода из леса и крещения в Волхове?
Или взять Царьград. И ведь брали ! Да не абы как, а в “тачаночно-ладейном строю”. В 907 году князь Олег, после того, как византийцы закрыли гавань цепями, поставил свои ладьи числом 2000 на колеса и под алыми парусами двинул к городу. Было отчего византийцам забояться и целовать крест в знак подчинения и верности. Мог, скажите, народ, “вышедший из леса”, выдумать такое?
Или Париж. В 11 веке великий книгочей и собиратель библиотеки Ярослав Мудрый выдал свою дочь за французского короля. Бедняжка Анна очень тосковала по златоглавому Киеву в деревне, коей был в то время Париж, и сильно недоумевала, как французские короли могут спать без простыней, словно звери на шкурах.
Нетрудно предположить, что Россия потому не находит своих исторических корней, что ищет их не там, где потеряла, а там, "где светло". Мы упорно не замечаем Сибири, а между тем именно сибирская история русского народа способна заполнить вышеупомянутый разрыв между глубиной народной памяти и не глубиной писанной истории, поскольку следы пребывания русских в Сибири в доермаковы времена есть. И не в виде грабительских набегов новгородцев, владимирцев, или Семена Курбского, а в виде рубленных городов-крепостей, многочисленных русских топонимов, русских былин и сказаний с разворотом событий в Сибирской Украине и др.
Ясно, что восприятию этого тезиса препятствует укоренившееся с античных времен представление о варварских задворках ойкумены, к которым всегда относился такой медвежий угол, как Сибирь. История Сибири - это история отсталости. Сюда, конечно же, время от времени накатывали волны плескавшегося южнее степного мира. Этими волнами историки объясняют те или иные шумерские, египетские, индоарийские, иранские, византийские, германские, финно-угорские и славянские археологические артефакты. Этим, да еще торговым обменом, стремлением получить сибирские меха, хотя, очевидно, в те времена меха были и поближе
.
Вместе с тем, исследования последних ста лет выявили в Сибири множество следов самых разных племен и народов, причем не только в виде археологических артефактов. Это и разнообразные палеотопонимы, лингвистические схождения, прямые указания древних авторов в литературных источниках, наконец, это старинные географические карты. При этом в источниках, в том числе у "отца истории" Геродота, упоминается принципиально иная, не "задворочная", а экспансионистская роль Сибири в историческом процессе. Речь идет о
сибирской миграционной экспансии, при которой аримаспы теснили массагетов ( исседонов по Аристею), те скифов, а скифы киммерийцев [ 4 ]. Позже тем же миграционным коридором из Сибири в Европу выплескивались валы гуннов, сарматов, венгров, татаро-монголов и других народов. В этой "миграционной" концепции Сибирь выступает в качестве некоего гигантского этногенетического котла, из которого по миграционным коридорам уходили в Европу и Азию все новые и новые народы-скитальцы. Вполне естественно, придя на новую родину, эти народы время от времени направляли в Прародину экспедиции “за землей предков”, чем и объясняются многие загадочные археологические находки в сибирских памятниках.
Рассмотрим некоторые из наиболее отчетливых следов этномиграций на томской земле.

Заглавная страница  Содержание Следующая  | Предыдущая 

Hosted by uCoz