|
Заглавная страница
Томск Подземный
Для того чтобы понять, кто. когда и для чего рыл подземные ходы под Томском, нам придется углубиться в малоизвестную историю нашего края. Есть основания предполагать, что томские катакомбы - это не "убегаловки", не купеческие забавы и не разбойничьи захоронки, а подземный город, созданный задолго до становления Сибирских Афин.
АРТАНИЯ, ИЛИ ГИБЕЛЬ ТРЕТЬЕЙ РУСИ
Начнем с того, что в дочингизово время на территории, где через 400 с лишним лет была создана Томская губерния, существовало христианское царство. Пра-вил в этом государстве царь Иван, он повелевал также соседним КараКатаем, в котором были две провинции - Иркания и Готия, а жители также исповедовали христианство. В своем письме к византийскому императору Мануилу Комнину он называл свою страну "Три Индии" и рассказывал про нее всякие чудеса. Письмо в Византию пришло какими-то окольными путями, оно было на арабском языке. Его перевели на латынь и переправили папе Александру Третьему и Фридриху Барбароссе Рыжебородому. В сентябре 1177 года папа Александр Третий от-правил с посланием к царю Ивану лейб-медика магистра Филиппа, экспедиция которого затерялась бесследно на просторах дикой Азии.
Из "Книги познания", написанной безымянным испанским монахом в середине 14 в., мы узнаем, что христианское Иванове царство называлось Ардеселиб, а его столица - Грасиона, что означает, по утверждению монаха, "слуга креста". Корневая основа "ард" в слове Ардеселиб дает основание предполагать, что христианское Иванове царство- это легендарная Артания, в поисках которой сбился с ног ученый мир.
Арабские, персидские и средневековые ученые тысячелетие назад сообщали о том, что им известны три русские земли: Куявия (Куябия,Куяба), Славия(ас-Славия,Салау) и Артания (Арсания, Арта, Уртаб). Большинство отечественных историков считают, что Куяба - государственное объединение восточнославян-ских племен Среднего Причерноморья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется одними с областью расселения ильменских словен, другими -с Югославией. Что касается Третьей Руси -Артании, ее локализация до недавнего времени была совершенно неопределенной. Возможно, это было обусловлено тем, что артанские купцы ничего не рассказывали о своей стране и никому не позволяли себя провожать, а проникавших в Артанию самовольно попросту то-пили в реке. Купцы же привозили из Третьей Руси черных соболей, свинец и очень ценные клинки, которые, сгибаясь колесом, выпрямлялись вновь. Упоми-нание о черных соболях, свинце и очень ценных клинках выводило исследователей, искавший Артанию, на Томскую землю по соседству с Кузнецком, гд
е издревле процветала металлургия. Даже московский царь поначалу брал дань с кузнецких аборигенов не мехами, а железными изделиями. Здесь же в Приобье в прежние времена проживали хазары и булгары, переселившиеся к концу первого тысячелетия в Восточную Европу.
Лишь в самое последнее время, после сопоставления Артании с Ардеселибом, а Грустины с Грасионой, предположение о том, что Третья Русь располагалась на Томской земле, нашло свое подтверждение. Дело в том, что столица Арта ни и Грасиона (в транскрипции - Грустина) показана на всех средневековых картах Западной Сибири, составленных западноевропейскими картографами. На картах Г.Меркатора, И.Гондиуса, Г.Сансона, С.Герберштейна этот город стоит на Оби. Наиболее детально Грустина показана на карте французского географа Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году. На этой карте обозначена река Томь, и город Грустина расположен возле ее устья. Не исключено, что название Гру-стина более позднее, образовавшееся за счет христианизации первично "зеле-нопастбищной" Грасины не без желания увидеть в этом названии "город креста". Таким образом, можно считать установленным, что Артяния - Третья Русь - рас-полагалась на томской земле.
Ф.И.Страленберг и А.Х.Лерберг считали, что Грустина располагалась на месте Тоянова городка на левом берегу Томи. "Мнение наше, что сии еуштинцы, или гаустинцы суть грустинцы подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, которая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатов была в вели-кой славе, по хорошему состоянию жителей оныя" (цит. по Кызласову Л.Р. Пись-менные свидетельства о древних городах Сибири. М.: Изд-во ТГУ.- 1982. С. 43). .
В 1204 году христианское царство в томском Приобье было уничтожено Чин-гисханом. Однако следы былой жизни на берегах Томи сохранились до прихода казаков и становления Томска в 1604 году. На томских холмах напротив Тоянова городка были луга и "березовые рощи, вперемежку с лиственницей, сосной, оси-ной и кедром". (Томская область. Исторический очерк. Под ред. д-ра историч. наук В.П.Зиновьева. - Томск: Изд-во ТГУ. -1994. С. 57). На этих лугах Тояновы эуштинцы пасли табуны своих коней и брали для хозяйственных нужд крапиву и коноплю. (Сергей Заплавный. Рассказы о Томске.- Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. 1980.С.20-21). Аналогичным образом описывали местную древесную растительность пленные шведы в начале 18 века: кедр, лиственница, береза, ель, различные кустарники на пути от Тары к Томску.
Напомним, что береза обычно тяготеет к пашням, то есть возделываемым зем-лям, а крапива и конопля сопровождают человеческое жилье. Значит, было кому копать подземные ходы. И в старинных книгах есть упоминания об этих ходах или, лучше сказать, о подземном городе. Но обо всем по порядку.
ЧЕРНЫЙ НАРОД ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА
Австрийский посланник в Москве хорват Сигизмунд Герберштейн на основании расспросов русских людей, побывавших за Камнем (Уралом), и из попавшего в его руки так называемого "Сибирского дорожника" писал в "Записках о Моско-витских делах", опубликованных в Вене в 1549 году, о том, что к грустинцам при-ходят торговать черные люди, не владеющие общепринятой речью, и приносят жемчуга и драгоценные камни (мы думаем, именно эти люди были искусными металлургами). Надо думать, именно эти темнокожие упоминаются в алтайских и уральских легендах под именем Уди - народа, имевшего темный цвет кожи и ушедшего под землю. Известный русский художник, ученый и писатель Н.К.Рерих в книге "Сердце Азии" приводит такую легенду. Жил некогда в хвой-ных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая бере-за, что означало, по древнему предсказанию, скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, п
оставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытие, вырвали стойки и камнями за-сыпались.
Засыпались, видно, не все, потому что дальше Рерих пишет: "Вышла из подзе-мелья женщина. Ростом высокая, ликом строгая и темнее наших. Ходила по на-роду - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье".
О контактах с народом, ушедшим под землю, свидетельствует следующий пас-саж из книги "О человецех незнаемых на Восточной Стране", написанной, по мнению специалистов, еще в 14 веке: "Верх тоя ж рекы великия Оби есть люди ходят попод землею иною рекою день да нощь с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречюден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому и тогда слышити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него и людей в нем нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всякых дворех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возмет что кому надобет и прочь от-ходят. И кто что бес цены возмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и об-рящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм пакы слы-шети как и в прочих градах...".
Коль скоро именно недра Томска изрыты подземными ходами, есть основания предполагать, что в цитированном тексте имеется в виду река Томь, под которой ходят с огнем, и Белое озеро, к которому выходят.
К изложенному остается добавить, что еще 111 лет назад из-под земли был слышен гул и шел теплый воздух. Эти обстоятельства описаны С.К.Кузнецовым в статье "Интересная находка в Томске", опубликованной в "Сибирском вестни-ке" 6 ноября 1888 года. "Утром 2 ноября водворедома столоначальника казенной палаты В.Б.Орлова, что в конце Новой улицы... при рытье ретирадной ямы рабо-чие наткнулись на кирпичный свод...". С.К.Кузнецов отмечал: "То обстоятельст-во, что во время осмотра ямы столбом поднимался пар, я склонен считать за указание на существование значительной подземной пустоты, содержащей бо-лее теплый воздух, чем наружный? Столоначальнику В.Б.Орлову, прожившему в этом доме пять лет, "часто приходилось убеждаться в существовании какой-то загадочной пустоты под его двором, особенно когда его начинал беспокоить не-понятный гул под землею". По-видимому, этими и подобными им обстоятельст-вами обусловлены слухи о том, что в томских катакомбах до сих пор живут ка-кие-то люди.
Многих смущает наличие кирпичных арочных сводов в подземных ходах, ведь первый кирпичных дел мастер уставщик-каменщик Савва Михайлов прибыл в Томск из Тобольска лишь в 1702 году, поставил пять домов и был отозван в Санкт-Петербург на строительство города на Неве. А строительство кирпичных домов в Томске возобновилось лишь через полвека. Но вот в воспоминаниях англичанина Джона Белла, прикомандированного к дипломатической миссии в Китай капитана лейб-гвардии Льва Васильевича Измайлова, проезжавшего че-рез Томск в 1719 или 1720 году и встретившего здесь одного бугровщика (так назывались в Сибири грабители древних курганов), который рассказал ему, "что однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежавшим вместе на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль" (Эд.П.Зинерр. С. 52). "Распавшееся в пыль" тело свидетельствует о тысячелет-ней древности останков, а сводчатость склепа, по-видимому, о том, что кирпич
строителям склепа был известен за ту же тысячу лет до прихода казаков в Сибирь.
Николай НОВГОРОДОВ |