Индоарийский след

 

 

Заглавная страница

Содержание  

Следующая   

Предыдущая

 "Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: "русский и санскрит". И не потому, что некоторые слова в обоих языках похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной семье. Например, общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языках, относящихся к индоевропейской группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль, синтаксис и правила грамматики". Эти слова принадлежат индийскому лингвисту, знатоку классического санскрита Дурга Прасаду Шастри [36]. Известный индолог Н.Р.Гусева вспоминает, что пробывши в Москве месяц, Шастри заявил, что москвичи говорят на какой-то древней форме санскрита и ему многое понятно без перевода [37].
Задолго до Шастри на удивительное сходство русского с санскритом обратили внимание отечественные языковеды А.Ф. Гильфердинг, профессор Петербургского университета Ф.А.Браун и профессор Харьковского университета Шерцль [ 27 ].
Кроме языка, русских и индусов сближают общие черты в искусстве, религии, праздничных обрядах. В обрядах это очищающее перепрыгивание через костры, и крашение яиц и одежды в День Весны, и пение развеселых эротико-озорных частушек, и хождение в гости с угощением сдобными мучными и молочно-творожными кушаньями [ 37 ].
В прикладном искусстве поражает сходство орнаментов, изображений, рисунков и знаков, наносимых на предметы и имевших первоначально глубокий сакральный смысл. Здесь и прямой крест, и меандр и свастика, и трехчастное в вертикали построение сюжета.
В области религии сравнение славянских и индоарийских религиозных и магических терминов, проведенное Н.Р.Гусевой, показывает единство древних богов и ритуалов у сравниваемых народов.

Восточнославянские боги

Ведийские боги

Огонь - что культ огня в самых разных формах повсеместно сохранился на Руси до ХХ века

Агни - в гимнах Ригведы больше всего обращений именно к Агни

Индрок, Индрик, Индра - мифологическое существо, освобождающее реки из плена

Индра - бог-повелитель громов, освободитель вод

Род - бог-осеменитель, источник жизни, отвечающий за порядок и справедливость

Рудра - бог-осеменитель, исходный корень “рд”

Перун - бог грома и молнии

Варуна - владыка атмосферных вод, гроз, каратель за ложь и грехи

Сварог - бог небесного света, отец Дажьбога

Сварга - небо, небесное сияние

Дажьбог - солнце:”солнце царь еще есть дажьбог”

Дакша - сияющий, жгучий бог

Стрибог - бог просторов и ветра

Стрьбхага: стрь - простираться над чем-либо, бхага - бог

Велес, Волос - высокочтимый “скотий бог”

Вала (бала) - волос, шерсть скота

Диви, Дивья - богиня

Дива, Дивья, Диви - имена солнечной и небесной прекрасной женщины-богини

Жива - богиня жизни и здоровья

Джива - жизнь

Капь, капище - место почитания богов

Капа - название группы богов

Кикимора, шишимора - злой дух, беспокоящий по ночам детей

Шишумара - злой дух, убивающий по ночам детей

Купала, Купало, Купа - костер, бог солнца, огня

Куп - сиять, быть возбужденным

Купно - совместно

Купата - солнце, Купати - супруг земли

Лада, Ладо, Лато - богиня любви

Лад - играть, веселиться, желать, Лата - имя небесной красавицы -

Лель, Леля, Лелня - бог весны, молодости

Лила - хороводные игры девушек, посвященные любви

Макошь, Мокошь, Мокаша, Могошь - богиня урожая, ночная пряха, покровительница мелкого домашнего скота, дающего шерсть

Мокша - в Ригведе - имя мифического существа, жертвоприношение

Мара, Мора, Морена - богиня смерти, мрака

Мара - смерть, Морана - умирание

Ярило - бог солнца, горячей страсти

Яр - страстный, горячий пылкий

Ведать - знать

Веды - знания

 Несомненное культурно-лингвистическое сходство индоариев с восточными славянами свидетельствует о том, что в отдаленном прошлом они представляли собой этнолингвистическую общность, впоследствии разделившуюся. Ученые сходятся во мнении, что эта общность проживала в Восточной Европе, а где именно, помогает определить палеотопонимика. Как показывает С.В Жарникова, на севере европейской России много гидронимов, объясняемых из санскрита [ 38, 39 ]: 

Северорусские гидронимы

Санскрит

Гавиньга - река

гавини - стадо коров

Ганга - река в Архангельской области

Ганга - главная река Индии

Гиридая - река

гирида - горная, горами данная

Дан - река

дану - река

Индога, Индоманка, Индега, Индига - реки

инду - капля, влага

синдху - река,

инд - река

Кубена - река

Кувена - река

Лакшма, Лекшма - реки

Лакшми - богиня красоты, богатства

Сагарев, Сагара - ручьи

Сагара - море

Сарга - реки

Сарга - поток, течение, буря

Синдошка, Синдош - реки

Синдху, Синд - реки

Сура - река

Сура - вода, текущий

Сураса - обильные воды

 Многие исследователи сходятся во мнении, что разделение индоиранцев на индоариев и ираноязычных ариев произошло еще на севере и что двигались эти две ветви на юг по разные стороны Урала, индоарии по европейской, а иранцы по азиатской стороне. Далее след индоариев обнаруживается в Северном Причерноморье. Ведущий отечественный лингвист академик О.Н.Трубачев в известной статье "Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье" [ 40 ] убедительно показал, что исходным пунктом миграции индоариев в Индию было Северное Причерноморье. Этот вывод сделан на основании палеотопонимики. Трубачев выявил здесь полторы сотни местных топонимов и гидронимов и убедительно доказал их происхождение из древнеиндийского языка. По его мнению, после ухода индоариев в Индию, часть индоязычных племен осталась на прежних территориях и эти племена получили известность под названием крымских тавров, таманских синдов и, возможно, их соседей меотов и керкетов. Последние, не исключено, могут быть определены как царские, то есть женоуправляемые, кеты (геты).
Греки всех варваров склонны были называть скифами. Вот и причерноморскую Синдику они поименовали Скифской, и тавров отнесли к скифам. Скифы же были, по мнению большинства лингвистов, ираноязычным народом, здесь же мы имеем дело с индоязычными топонимами [ 41 ]. Уход индоариев с территории Причерноморья подтверждается и этнографическим материалом. Так, украинский археолог Ю.А.Шилов упоминает в своих работах о легендах, бытующих доныне на юге Украины. В них говорится о неких могущественно-мудрых рахманах, что ушли за синее море, да там и остались. В качестве подтверждения этой легенды Шилов упоминает известное в Индии арийское племя чангар - провеивающие зерно. Полевые тока, на которых чангарцы провеивают свое зерно, называются гарданами.
Далее Шилов совершенно оправданно считает неслучайным следующее совпадение: в Северном Приазовье в гнилое море Сиваш вдается Чонгарский полуостров. На Чонгаре есть пятисотметровый холм Гарман. Этот холм -курган издревле и до самой войны использовался в качестве полевого тока для просушки снопов и провеивания зерна. На юге Украины такие полевые тока носят нарицательное имя гарманы. Таким образом, вопрос о том, откуда индоарии пришли в Индию, получает достаточно полное освещение [ 42, 43 ].
Что касается брахманов, уведших индоариев за синее море, в глубинах русской народной памяти сохранились сведения о них в виде апокрифов "Хождение Зосимы к рахманам" и "Слове о рахманах и предивном их житии" инока Ефросина. Кроме того, до наших времен сохранился Рахманский ( Мрецкий) Великдень, отмечаемый через 25 дней после Пасхи куличами и крашенными яйцами.
И здесь мы подходим к постановке очень любопытного вопроса: кто, где и когда написал Веды? В самих Ведах авторами “Ригведы” (Веда гимнов), “Яджурведы” (Веда жертвенных формул), “Сомаведы” (Веда песнопений), “Атхарваведы” ( Веда заклинаний) считаются древние мудрецы и поэты Риши [ 44 ]. Изучать и даже слушать Веды в древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией “двиджати”- “дважды рожденных”. Быть может, учитывая элементарную взаимозаменяемость "ш" и "с" , можно прочитать "Рыси", "Руси"?. Ведь это не случайность, что санскрит, на котором были записаны устные знания индоариев, язык, давший начало многим индийским языкам. в настоящее время считается мертвым, не разговорным языком, подобным латыни в Европе. При этом великий и могучий русский язык жив и развивается.
Быть может, исход индоариев в количественном отношении был иным, не подавляющая часть народа ушла, а меньшая, ведомая ведущей кастой? И в силу кастовости язык в Индии умер, а в России сохранился благодаря тому, что язык перестал исполнять сакральные функции ? Сходство славянских языческих богов с ведийскими и индусскими вроде бы подкрепляет эту версию. И если бы не насильственная христианизация Руси,
мы бы, возможно, помнили свои Веды не хуже индийцев.
Откуда же индоарии пришли в Северное Причерноморье? В этом плане более чем любопытен индоарийский след на томской земле. Дело в том, что возле Красного Яра в Обь справа впадают Малая Чангара и Большая Чангара. Кроме того здесь же имеются Средняя и Заборная Чангары, а также Чангарский остров на Оби. В 140 километрах ниже по течению Оби в нее слева впадает река Чигара и на ней есть два населенных пункта -Верхняя и Нижняя Чигары. Следует помнить, что на карте Семена Ремезова Чигара была поименована Ченгарой, и это свидетельствует, что мы имеем дело с топонимами одной этимологии.
Таким образом, Чангарский след выводит индоариев на томскую землю. Разумеется, след этот едва-едва обозначен, но и вложенные для его получения усилия были, прямо скажем, невелики: поднято то, что лежит на поверхности. Думается, если в томскую землю вложить столько труда, сколько Трубачев вложил в Северное Причерноморье, результат будет не менее ошеломляющим, нежели он был при первом
прочтении упоминавшейся статьи Трубачева. Ведь есть у нас на восточном склоне Урала озеро Индра ( иранцы ну никак не могли оставить такого гидронима), есть на севере Тюменской области населенный пункт Ратта, есть и впадающая с востока в Томь река Ушайка, получившая свое название, быть может, от появлявшейся на востоке ведийской богини утренней зари Ушас.

Заглавная страница  |  Содержание Следующая    | Предыдущая
Hosted by uCoz