Древнегреческий след

 

 

Заглавная страница

Содержание

Следующая

Предыдущая

На реке Котуе, который, сливаясь с рекой Хетой, дает реку Хатангу, есть Античный Яр [45, С.174]. Откуда и когда могло возникнуть здесь это экзотическое название? Можно было бы отмахнуться от него, посчитав его современным, если бы не на Хатангу именно через Котуй вел геродотов торговый путь "Из грек в Гиперборею".
Геродот со слов Аристея из Проконнеса и ольвийских скифов указывал, что за Танаисом к северу на 15 дней пути лежит степь, лишенная деревьев [4]. Известно, что Александр Македонский в своем индийском походе принял за Танаис Сыр Дарью, несмотря на то, что ученые греки Танаисом считали Дон [29]. Надо полагать, Александр был хорошо снабжен картографическим материалом, и наличие одинаковых названий для разных рек традиционно объяснял миграциями народов. Народы при своем переселении переносили и близкие им названия.
Если вслед за Александром Македонским принять за Танаис Сыр-Дарью, то далее геродотов путь поведет нас в Западную Сибирь. "За пустыней в восточном направлении живут фиссагеты (тиссагеты), народ особый и многолюдный; живет он охотой. Рядом с ними в тех же самых местах обитает племя, имя которому иирки. Они также живут охотой, занимаясь ею следующим образом: охотник сидит в засаде, взобравшись на дерево, а деревья там в изобилии растут по всей стране. У каждого наготове конь, обученный ложиться на брюхо с тем, чтобы стать ниже,
и собака. Как только охотник увидит с дерева зверя, он, выстрелив из лука и сев на коня, устремляется в погоню, а собака следует за ним. Выше иирков, если отклониться к востоку, живут другие скифы, отложившиеся от царских скифов и по этой причине прибывшие в эту страну.
До страны этих скифов вся земля, уже описанная мной, состоит из равнин и низей, а дальше земля каменистая и неровная. Если пройти небольшое расстояние этой неровной страны, то у подножия высоких гор обитают люди, о которых говорят, что они все - и мужчины, а также женщины - плешивые от рождения, курносые и с большими подбородками; они говорят на особом языке, но носят скифскую одежду. Питаются они плодами деревьев. Название дерева, плодами которого они живут, - понтик, по величине оно приблизительно равно фиговому дереву, плод приносит равный по размерам бобу, но с косточкой. Как только плоды созревают, их процеживают через ткани, из плодов вытекает сок густой и черный, название этого сока - асхи. Этот сок они слизывают, и, смешивая с молоком
, пьют, а из густого осадка этого сока приготовляют лепешки и питаются ими. Ведь скота у них немного, так как сколько-нибудь пригодных пастбищ там нет. Каждый живет под деревом, зимой - покрыв дерево плотным белым войлоком, а летом без войлока. Их не обижает никто из людей, так как говорят, что они священны. У них нет никакого оружия для войны. Именно они разрешают споры соседей, а тот, кто прибегает к ним искать убежище, не терпит ни от кого обид; название этого народа -аргиппеи.
Вот до этих плешивых о земле и о племенах, живущих перед ними, есть ясные сведения, так как до них добирается и кое-кто из скифов, у которых нетрудно разузнать, а также и у эллинов, как из гавани Борисфена, так и из других понтийских гаваней. А скифы, которые к ним прибывают, договариваются с помощью семи переводчиков, на семи языках. Так что пространство до них - известно, а о том, что лежит выше плешивых, никто не может ничего точно сказать, так как горы высокие, недоступные отрезают этот край, и никто через них не проходит. Эти плешивые рассказывают, - по моему, они рассказывают недостоверное, - что в горах живут козлоногие мужи; а если перейти через этих людей, то живут люди другие, которые спят в течение шести месяцев. Это я отвергаю с самого начала. А о том, что лежит к востоку
от плешивых, точно известно, что там живут исседоны;... считающиеся справедливыми, женщины у них совершенно равноправны с мужчинами. . О том же, что находится по направлению к северному ветру, выше плешивых и исседонов неизвестно ничего, кроме того, что они сами рассказывают,... что там есть одноглазые люди, называемые по скифски аримаспами; ведь словом "арима" скифы обозначают "одно", а словом "спу" - глаз.
Вся эта страна, о которой было сказано, отличается необычно холодными зимами; здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи ты не получишь. Но если разжечь огонь, то ты получишь грязь...Замерзает море..."
[ 4 ].
Комментируя Геродота, томские историки в пособии для школьного курса "История Сибири" подчеркивают расплывчатость его сведений и отсутствие в этой связи устоявшегося мнения у историков о том, где обитали названные Геродотом народы [ 46 ]. Тем не мене, некоторые историки относят иирков, исседонов и аримаспов к сибирским народам. Так. Томашек, Баер и Браун локализовали иирков в районе Тобола, Ишима и Иртыша, а Минс, Трейдлер и Мищенко размещали их между Енисеем и Обью [47].
Большинство исследователей считали иирков угро-финнами, от югры - древнерусского названия предков хантов и манси. Коми-зырянское название хантов и манси - йогра, отсюда иирки - это югра. В этой связи привлекает внимание томский топоним Юрга, расположенный в лесостепи, где единственно и возможен был описанный Геродотом способ охоты иирков.
Отталкиваясь от привязки "иирки - Юрга" можно более уверенно локализовать другие упоминавшиеся Геродотом народы и протрассировать таким образом торговый путь "Из грек в Гиперборею". Проживавшие восточнее иирков отложившиеся скифы - это, надо думать, динлины: индоевропейцы в лингвистическом плане и европеоиды в этническом, создатели тагарской культуры скифо-сибирского мира. Тагарцы занимали Минусинскую котловину и степи Хакасии, распространяясь на севере до Чулыма, что как раз восточнее Юрги.
К северу от Причулымья по правому берегу Енисея начинается земля каменистая и неровная - вначале Енисейский кряж, а потом плато Путорана. Это долеритовое плато прорезано глубокими и узкими ущельями и в силу этого очень труднопроходимо.
Аргиппеи, возможно, располагались в районе современной Игарки, что у западных подножий Путорана. В этническом плане это племя относится, скорее всего, к самоадийцам. Если их локализация верна, то располагавшиеся восточнее аргиппеев исседоны должны были проживать на берегах озера Ессей. Исседоны ( аланы) ираноязычное племя, позже стали осетинами. Вторая половина их этнонима свидетельствует о том, что они получили свое название благодаря проживанию на берегу воды -дон, дану -реки или озера. А "Есь" - это название бога неба у всех почти индоевропейцев ("ас" также происходит от неба
). У кетов, кстати, слово "ись" означает рыбу и одновременно еду. Возможно, из кетского, Исседон означало бы рыбное, кормовое озеро. В сибирских говорах, почему-то распространено слово "ись", а не "есть". "Ись будешь?" - спрашивает мать сына.
Правильность локализации геродотовых исседонов на озере Ессей подтверждается средневековыми западноевропейскими картографами Г. Меркатором и И.Гондиусом. На их картах Сибири в ее северной части показаны горы Имаус. А Птолемей в своей "Географии" упоминал два Исседона: Исседон в Серике и Исседон в Скифии за Имавом [ 29 ]. Последний, расположенный за Енисейским кряжем и плато Путорана, вполне попадает на озеро Ессей.
Что касается локализации аримаспов, то здесь решающую роль может сыграть существование урочища Ары-Мас в среднем течении реки Новой, левого притока р.Хатанги, в 60-70 километрах к северу от поселка Хатанга. Урочище представляет собой изолированный лесок, окруженный тундрой. В переводе с долганского Ары-Мас означает "лесной остров" [ 45 ]. И как-то сама собой появляется уверенность, что именно в этом лесу пряталась конная засада аримаспов в трагедии Эсхила "Прикованный Прометей”.
Таким образом, геродотов торговый путь привел нас к подножию гор Бырранга, единственных гор на севере Евразии, протягивающихся с запада на восток, что позволяет интерпретировать их в качестве легендарных Рипейских гор. В этих горах греки помещали бога северного ветра Борея, а землю, располагавшуюся за этими горами на берегу Скифского океана называли Гипербореей.
Изобильная янтарем река Хатанга претендует называться рекой Эриданом, куда стремились аргонавты и Пифей. Янтарь, доставляемый греками из Скифии, носил у них. название sacrium, что отличало его от балтийского gles [ 48 ]. Упоминаемое в Аргонавтиках и у Пифея море Мрака - это моря Лаптевых и Карское.
Итак, древние треки имели представление о нашей земле и о севере Сибири, иначе откуда бы возник у них образ покрытого рогатками и теснинами титана Тайгета, откуда образ морской титаниды Кето, откуда им известна мошка, как у них возник образ серебряно-березовых невест, принадлежащих древолюдям-лапитам? Вся наиболее архаичная мифология древних греков пронизана понятиями и образами северной Сибири. В Сказании о Геракле у Я.Э. Голосовкера Гиперборея упоминается восемь раз [ 49 ].

Заглавная страницаСодержание Следующая    |  Предыдущая
Hosted by uCoz