Скифский след

Заглавная страница  

Содержание

Следующая

Предыдущая

Ключевым для определения, чем была в древности томская земля - задворками цивилизованного мира, или миграционным коридором, соединявшим цивилизации, может оказаться скифский след. Да и к истории самой России скифы имели самое прямое касательство, достаточно вспомнить "Повесть временных лет", где прародиной Руси названа Великая Скуфь [50], то есть Скифия. В.Н.Татищев, В.К.Тредиаковский и некоторые другие историки напрямую выводили родословную славян от скифов. И видимо совершенно неслучайны Блоковские строки:

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Предположим, c раскосыми и жадными очами поэт погорячился. Скифы были европеоидами, то есть нисколько не раскосыми людьми. Что до жадности, то скифы за свою тысячелетнюю историю завоевательных походов сделали ничуть не больше цивилизованных греков. Все больше отбивались, то от Дария, то от Кира, то от сарматов. Геродот в середине первого тысячелетия до рождества Христова вообще нашел их вполне миролюбивыми милашками.
Скифов считают иранцами по языку, но, во-первых, письменных источников скифы нам не оставили и их ираноязычность была определена косвенно через анализ скифских имен, сохранившихся в эллинских документах. А во-вторых, опальный Овидий в Томах, общаясь со скифами и гетами, проживавшими по разным берегам реки, никак не мог различить их речь, полагая, что это единый язык [ 27 ]. А фракийские геты, как известно, были славяноязычными.
Скифов считают кочевниками, но, оказывается, среди них были племена земледельцев, например, скифы-пахари сколоты. Этих последних академик Б.А.Рыбаков считает предками славян [ 51 ].
Где же располагалась Скифия, возможная славянская прародина? Отец истории Геродот общался со скифами в Северном Причерноморье и здесь же размещал "скифский четырехугольник". Вместе с тем, им же было высказано суждение, позволяющее предполагать, что скифы пришли в Причерноморье из Сибири. Он писал, что скифы, двигаясь с востока, теснили киммерийцев, сами в свою очередь теснимые массагетами ( Аристей утверждал - исседонами), последних теснили свирепые аримаспы.
В наше время историки говорят уже не о Скифии, а о громадном скифо-сибирском мире, занимающем всю зону степей и лесостепей Евразии, от Карпат на западе и до Манчжурии на востоке, почти 11 тысяч километров. На всей этой огромной территории археологи отмечают общность материальной и духовной культуры: вооружение, конская сбруя, "звериный стиль" в искусстве, скифские котлы и погребальные курганы.
Причину сложения единой скифской общности в степях Евразии , как указывает кемеровский археолог А.И.Мартынов, исследователи всегда связывали с проявлением какого-то культурогенерирующего центра, из которого распространялась передовая культура, воспринимавшаяся этнически однотипными соседями [ 52, С.207 ]. При этом наибольшее распространение, естественно, получила теория западного, европейского происхождения скифской культуры евразийских
степей. Однако еще в конце Х1Х в. возникла совершенно противоположная точка зрения, декларирующая, что центр происхождения скифской культуры и всего скифо-сибирского единства находился в Сибири. Сейчас А.И.Мартынов утверждает, что единого центра формирования скифской культуры не было, что она возникла одновременно в самых разных точках скифо-сибирского мира ( Птишача Могила в Болгарии, Высокая Могила на Днепре и царский курган Арджан в Туве, 8-7 вв до н.э.). Последнее предположение представляется малообоснованным.
Гораздо любопытнее высказанная еще в начале нашего века мысль о том, что центр возникновения основных элементов, характерных для культур скифо-сибирского облика, надо искать не в самих степях, а где-то за их пределами, в недрах древневосточных цивилизаций. Его стали искать прежде всего среди известных цивилизаций Малой Азии, Ирана, Элама, то есть на территориях, расположенных южнее зоны степей [ 52, С.207 ].
Имеющийся материал показывает, что такой центр надо искать на территориях, расположенных севернее лесостепной зоны Евразии. В самой скифской культуре имеются несомненные признаки ее северного лесотаежного происхождения, на что настойчиво обращал внимание академик Б.А.Рыбаков. Например, традиционным образом скифского " звериного" искусства, ставшего символом скифов, является скифский олень, то есть лось. Лось животное лесное, таежное, и скифский художник, великолепно знавший повадки и анатомию лосей самого разного возраста, мог набраться своего знания только в лесотаежной зоне, но никак не в степи, подчеркивал Б.А.Рыбаков [ 2, С.550 ].
К этому можно прибавить, что самоназвание наиболее южного и стало быть кочевнического племени скифо-сибирского мира – саки – также происходит от лося – сохатого. А знаменитые скифские штаны, они ведь были изобретены не на юге, где и без штанов экологически комфортно. Штаны – это северное изобретение, как и капюшон. Все эти поразительные странности могут быть объяснены, если допустить, что скифы изначально не были степняками-кочевниками, что приходили в лесостепь откуда-то с севера из лесотаежной зон и затем взрастали в лесостепной зоне и “выкатывались” в степи вследствие “этнического перегрева”. Возможно, название “скифы”. Или лучше “скиты” - это обобщенное определение всех племен-скитальцев, вынужденных к переселению климатической катастрофой. Возможно, изначальным пунктом их миграции был какой-то цивилизационный центр на севере Сибири.
Но если прародина скифов находилась в лесотаежной зоне Евразии, то где именно? Есть ли данные, позволяющие локализовать ее? Данные такие есть. Североазиатские пространства Страбон заселяет племенами даев (дагов), массагетов и саков. Для общего обозначения всех этих племен, включающих в себя еще более мелкие племена, имеющие собственные наименования, Страбон употребляет имя скифов [ 29
, С 157 ]. Еще более определенно высказывается Помпоний Мела, называющий северное побережье Азии Скифским полуостровом и населяющим его скифами-андрофагами и саками [ 29, С.172].
Кроме того это средневековые карты Сибири работы западноевропейских картографов. Перечислим их:

  • Карта Сибири фламандского картографа Герарда ван Кремера, известного под именем Меркатора, изданной в 1585 году.

  • Полярная проекция Арктики Г.Меркатора, опубликованная сыном Герарда Рудольфом в 1595 г. (Рис.6)

  • Карта Татарии И.Гондиуса,1606 г.

  • Карта венецианского монаха ордена Камальгулов фра Мауро, 1459 г. (Рис.7).

  • Карта России и Западной Сибири немецкого посланника в Москве Сигизмунда.Герберштейна, 1549 г.

  • Карта России Г.Герритса, 1613 г.

  • Карта неизвестного автора из коллекции графа Воронцова, 16 в.

  • Карта Н.Витсена – С.Лопуцкого, 1674 г. (Рис.8).

На картах Герберштейна и Гондиуса на самом севере Сибири показана Скифия. У Меркатора Скифия локализована на берегу Карского моря, и сама акватория этого моря названа Скифским океаном. По-видимому, это не случайно, ведь и название Оби выводится из иранского языка, а скифы, говорят, были ираноязычными. К тому же, будучи рекой довольно продолговатой, Обь на всем своем протяжении имела в прошлом много разных названий, которые ей давали народы, проживавшие на ее берегах. Так вот ираноязычное название “Об” река имела лишь в самых низовьях, возле Карского побережья. Выше она называлась Ас, Эме, Колд, Квай-Ю, Омар, Би-оен, Ирмень и др [ 30 ]. Выходит, название реки распространялось с севера на юг., как, видимо, переселялись скифы.
И у Меркатора и у Гондиуса на картах также показаны горы Имаус, имеющие на юге субмеридиональное простирание, а на севере - субширотное. Восточнее гор Имаус Гондиус показал Скифию за Имавом. В этой связи получает более определенную локализацию легендарный Птолемеевский Исседон в Скифии за Имавом [ 29 ], искать его следует в районе озера Ессей.
На карте фра Мауро на самом севере Сибири показаны Гиперборейские горы, протягивающиеся, как им и положено, с запада на восток [ 53 ]. В античной гиперборейской традиции перед этими горами жили свирепые аримаспы. Учитывая наличие топонима Ары-Мас возле пос.Хатанга, мы можем именно отсюда начинать миграционный коридор, описанный Аристеем: аримаспы теснили исседонов, исседоны – скифов, скифы – киммерийцев [ 4 ]. Коридор, таким образом, протягивался от гор Бырранга до Тамани и северных предгорий Кавказа. Для проекта “Томское Лукоморье” важно, что этот коридор использовался предками многих других народов и что проходил он через томскую землю и через Юргу.
На картах Меркатора, Гондиуса, Герберштейна, Воронцова рядом со Скифией мы видим топоним Лукоморье, занимающий значительную территорию. С одной стороны, это служит веским подтверждением правоты Нестора, Татищева и Тредиаковского о связи прародины славян с Великой Скуфью. С другой стороны, это привлекает внимание к томской земле, поскольку именно здесь, в бассейнах рек Кети, Чулыма и Томи Г.
Сансон размещал пушкинское Лукоморье. Это здесь чудеса, по томской земле леший бродит, не иначе как в Васюганье русалка на ветвях сидит.
Последний вопрос, который хотелось бы здесь рассмотреть, формулируется так: а что бы делать скифам на самом севере Сибири? Как они сюда попали? Какая нелегкая занесла их в эти негостеприимные края? Давлением с юга это не объяснить, не было такой силы, чтобы могла загнать скифов на самый край света. Вспомним Дария, который подступившись к скифам со своими притязаниями на господство, так и отступил ни с чем, вернее, не отступил, а позорно бежал. Вспомним Кира, захотевшего силой жениться на скифской царице Тамарисе, сложил Кир голову в бою, а Тамарисы не получил.
Для того, чтобы понять, откуда пришли скифы на берега Карского моря, не худо бы разобраться в этимологии слова “скифы”. Языковеды, захотевши, легко могли бы объяснить, почему наши предки произносили “скиты”, а не “скифы”, “Скития”, а не “Скифия”. При таком, однако, произношении скифов нередко интерпретируют как народ-скиталец, но одновременно возникает параллель с иным значением. Словом “скит” в древности на Руси обозначалось богатство, что сближает его со словом “скот”. Надо сказать, в Древней Руси вообще не было слова “богатство”, его выражало слово “скот”. Что-то подобное имело место с употреблением слова “скит”. “Скитниками” в Выгорецкой общине называли руководителя работ и хозяев. Через “скитию” мы можем перебросить мостик к “Скотии” и “Скатинавии” (Скандии и Скандинавии), тому этническому котлу, великому улью, из которого, по преданиям древних скандинавов, вышли все народы. Иордан называл Скандик также “вагиной гентум”, то есть материнским чревом, рождавшим племена и народы. Выходит и скифы, наряду с другими, вышли из этой же Северосибирской Прародины.

Заглавная страница Содержание Следующая    | Предыдущая
Hosted by uCoz